Навигация:   Главная  –  Звук  –  Виниловый скретч




Виниловый скретч

Звуковой эффект, получаемый ручным продергиванием звуковой дорожки (взад-вперед, либо назад или вперед), записанной на виниловую грампластинку или магнитную ленту, во время воспроизведения на проигрывателе или катушечном (бобинном) магнитофоне. Является одной из базовых техник диджеинга (DJ-инга). Таким же образом этот эффект получается и в виртуальных системах диджеинга (CJ-инга).

Случайно обнаруженный звук (скретч) - революционное открытие в молодежной музыкальной культуре и "игра" скретча - неотъемлемая часть новых стилей музыки, такой же важной как игра ударных инструментов.

Scratch в переводе с английского означает "царапина".

Scratching - наигрывание скретча, или разг. "пилить скретч".

Turntablism - музыкальный жанр, разновидность диджеинга и часть хип-хоп культуры, подразумевающий создание музыкальных произведений с помощью виниловых или электронных проигрывателей (вертушек) с преобладанием винилового скретча.

Для того чтобы играть скретч необходимы: виниловая пластинка, виниловый проигрыватель со слипматом при условии, что на тонарм будет одета игла (для этих целей обычно используются иглы высокой прочности), ну и собственно различные движения пластинки рукой,- в результате получается чудесный звук.

Впервые скретч обнаружил Grand Wizard Theodore в 1976г. Theodore, проигрывая новые пластинки дома, услышал стук в дверь своей мамы с просьбой сделать музыку тише. Theodore остановил пластинку рукой и случайно сдвинул ее. В этот момент он и услышал этот необычный звук.

Столь интересное музыкальное новшество заинтересовало ди-джеев, Grandmaster Flash наиболее активно продвигал скретч, используя его в своих живых выступлениях. Особенно широкое применение, скретч приобрел в 80-х годах. Многие ди-джеи, музыканты, композиторы, в этот период применяют скретч для своих миксов - мегамиксов, ремиксов и даже оригинальных версий песен. Продюсеры активно приглашают к сотрудничеству ди-джеев для работы в студиях и составах групп. Среди ди-джеев появляются настоящие профессионалы умеющие не просто "подыграть" скретчем, а наигрывать целые мелодии, подбирать для разных музыкальных композиций свою тональность скретча, т.е. использовать виниловый проигрыватель как музыкальный инструмент. В hip-hop стиле, скретч становится основным атрибутом и как правило в состав группы обязательно входит ди-джей (scratcher, turntablist). В начале 80-х набирает популярность направление ломаной (break) музыки и здесь ди-джеи скретчеры не остались без внимания. Однозначно, что среди любителей "олд скул" музыки нет не одного любителя, кто бы не знал великий хит Herbie Hancock - Rockit. Несмотря на тоб что прошло много лет, "Rockit", считается показательным образцом Break/Hip-Hop 80-х. Исполнители Herbie Hancock и Grand Mixer D.ST в 1983г., становятся лауреатами премии Grammy за скретчинг записанный в композиции "Rockit". В середине 80-х, расцветает музыка направления disco, в которой активно применяется скретч в различных ремиксах. Иногда ремиксы, становятся популярнее оригинальных песен, а студийные ди-джеи часто используют скретчи в своих микс-альбомах.

В конце 80-х, на смену disco приходит house, а скретч используется всё меньше и меньше. Но в конце 90-х, хип-хоп и брейк возвращаются снова, а вместе с ними и новый turntablism...

Оригинал статьи на сайте http://discomixes.ru